Иерархия ангелов и демонов в христианстве: духовная иерархия

Ангелы

Как выглядят ангелы? И являются ли ангелы мужчинами или женщинами?

Многие люди хотели бы знать как выглядит их ангел. Иногда можно услышать или прочитать описания чьих-то «видений» ангелов. Но могут ли люди на самом деле видеть ангелов вокруг человека? Ни Библия, ни христианская вера ничего не говорит об этом. Было бы интересно поговорить хотя бы с тремя людьми, которые утверждают, что способны видеть ангелов, записать их описания, а затем сравнить их. Я даже не сомневаюсь, они будут описывать трех совсем разных существ.

Почему? Потому что в их естественной форме ангелы являются духовными существами, а наши физические глаза не могут видеть дух. Не имеет смысла и утверждение о том, что ангел (или два ангела, как говорят некоторые) всегда стоят прямо за нашим плечом. Из Библии мы знаем, что ангелы могут двигаться с огромной скоростью, поэтому ангелы-хранители могут сохранить свой надзор и попечение, даже если они находятся довольно далеко.

У ангелов есть возможность принимать временно форму, которую могут видеть люди. Если есть основания для этого, то такое случается. Чаще всего и в Библии и в жизни ангелы появляются в человеческом облике и выглядят как люди, ничем не отличаясь от других. Помните, какими видел их Авраам? Да и в Послании к евреям 13:02 говорится: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». Эти слова предполагают, что вполне возможно, что мы  сталкивались с ангелами, но не сознавали их сверхъестественной природы.

Быть незаметными – часть служения ангелов.

Чаще всего, выполняя свою работу, ангелы остаются невидимыми. Думаю, что когда мы окажемся «там», мы будем просто поражены тем, как часто ангелы присутствовали в нашей жизни и какое активное участие в ней принимали! Хотя мы даже и не подозревали об их деятельности…

Конечно, есть и исключения. И в библейские времена, и в сегодняшней жизни, ангелы могут появляться во всем своем удивительном и потрясающем блеске. Это может быть воин, чрезвычайно высокий и мощный – очень красивое существо с крыльями или без них. Иногда появление ангела описывается как пылающий огонь. Многие говорят, что они видели его в виде света: порой появляется слабое свечение, которое растет, пока комната вся не наполнится сиянием.

В каких-то случаях это выглядит как практически неразличимая фигура, которая купается в свете. Некоторые могут только описать то, во что ангел был одет, потому что лицо его было залито таким ярким светом, что увидеть его было невозможно. По мнению многих, свет всегда чистый и белый, ярче любой белизны, а есть и такие, кто описывает свет разных цветов.

Есть люди, которые были у постели умирающего любимого человека и рассказывали о том, что в последние минуты его жизни в комнате появлялся свет. Свет, казалось, плавно поднимался, как будто сопровождал невидимый дух умирающего человека.

Так как же выглядят ангелы? Они невидимые духи, которые могут принимать человеческий облик только в определенных обстоятельствах, как временное удобство ради нужд человека.

Ангелы

Демоны не единственные, кто считает человеческий облик удачным прикрытием. Ангелы также маскируются, чтобы иметь дело с людьми напрямую, хотя Библия описывает их как существ, которых нельзя увидеть. Тем не менее первое появление ангелов в Библии происходит в Книге Бытия, где их отправляют для оценки нравственного состояния Содома и Гоморры. Для того чтобы сделать это, они притворились обычными путешественниками.

Многие истории описывают ангелов или существ, которые считаются ангелами, такими созданиями, которые посещают людей. Если демоны часто предпочитают принимать облик влиятельных людей, бизнесменов или адвокатов, то ангелы склонны превращаться в людей с более скромным уровнем жизни. Обычно они пытаются использовать слова и мудрость, чтобы мягко подталкивать людей к правильному пути, хотя они могут разозлиться, если к ним будут относиться неправильно.

Ангелы маскируются так же, как и демоны, они пытаются быть незаметными. Там, где демоны «темные», ангелы, как правило, сияющие, белые и чистые. Их святость затмевает и опережает их ложные человеческие формы. Но те, кто испорчен грехом, не смогут это увидеть, и они рискуют столкнуться с божественным наказанием.

Признаки встречи с ангелом

  • Яркое световое присутствие. Люди часто описывают ангелов как светящихся существ, которые излучают невероятный яркий свет.
  • Чувство любви и мира. Встреча с ангелом часто сопровождается ощущением тепла, любви и мира. Люди описывают ощущение безусловной любви и утешения, которое проникает через них во время встречи с ангелом.
  • Ощущение безопасности. Люди, встретившиеся с ангелами, ощущают себя защищенными и в безопасности. Это связано с ощущением присутствия сильного и благостного духовного существа.
  • Послания и напутствия. Встречи с ангелами часто связываются с передачей важных посланий, указаний или напутствий. Эти послания содержат информацию о личных жизненных решениях, духовном росте или помощи в трудные времена.

  • Ощущение высшей силы. Многие, кто утверждает о встрече с ангелами, отмечают ощущение взаимодействия с высшей силой или духовным миром. Это вызывает чувство благоговения и связи с космическими или духовными реалиями.
  • Мистические символы. Некоторые люди видят мистические символы во время встречи с ангелами, такие как крылья, гало или аура света. Эти символы ассоциируются с духовной сущностью ангела.

Борода и лысина: ангел-мужчина

В одном из псалмов ангелы описываются как существа, состоящие из огня и ветра. В видении Даниила эти создания способны передвигаться по воздуху: «Мужчина Гавриил… быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» (Дан. 9:21). В Евангелии от Матфея добавляется, что ангел «видом как молния», а его одежда «бела как снег» (Мат. 28:3). В общем-то, это самые подробные описания внешности небесных вестников.

На раннехристианских фресках и мраморных саркофагах ангелы, за неимением подробных сведений об их облике, выглядели точь-в-точь как люди. Первые подобные изображения появляются во второй половине III века на стенах в римских катакомбах. Ангелов невозможно отличить от простых людей, если не знать сюжет. К примеру, в подземелье Присциллы Гавриил, несущий благую весть Деве Марии, выглядит как мужчина с короткой стрижкой в белом платье. Три ангела в сцене гостеприимства Авраама в катакомбах на Виа Латина — обычные юноши, ничем не выделяющиеся на фоне остальных персонажей фресок.

Всё те же мужские образы мы видим в библейских эпизодах, изображенных на саркофагах. Порой кто-то из них даже бородат или лысеет, как ангел на гробнице IV века из музея Пио-Кристиано в Ватикане, который останавливает руку Авраама, жертвующего Богу своего сына. Видимо, так художники хотели показать, что посланники неба могли являться на землю и говорить с людьми, а значит, и выглядеть они должны были антропоморфно, чтобы человек их не испугался.

Кто они, эти ангелы – мужчины или женщины?

Такой вопрос чаще всего задают дети. На многих картинах, особенно на рождественских открытках, мы видим ангелов, которые выглядят как женщины с длинными светлыми волосами, одетые в белый хитон и с изящными крыльями.

Но являются ли ангелы женщинами? Нет. Они не являются ни мужчинами, ни женщинами. Они не имеют пола, насколько это нам может быть известно. Они не вступают в брак и не имеют детей (Мф. 22:28-30), они бесполые существа, по крайней мере в обычном смысле этого слова. Вполне возможно, что небесные существа и имеют пол, но тогда таким образом, что нам это неизвестно. Такое предположение сделал К. С. Льюис, когда описывал свою вымышленную Переландру.

Если спросить, какие имена ангелов вы знаете, то большинство обычно быстро ответит – Гавриил и Михаил. Последует пауза, прежде чем кто-то вспомнит имя Люцифера, падшего ангела. Только эти три имени названы в Библии. Апокрифы добавляют Рафаила и Уриила, которые также упоминаются в иудейских, каббалистических и некоторых других христианских традициях. Каббала включает в себя очень много имен ангелов, оканчивающихся на «эль», от еврейского корня, означающего «Бог». Все эти имена являются мужскими.

Можно только представить себе ангелов, которые посмеиваются над нашими спекуляциями на эту тему. Исходя из того, что ангелов многие миллионы, а мы знаем имена лишь нескольких из них, то мы, конечно, не можем делать какие-либо выводы о гендерной принадлежности на основании их имен. Мы ограничены в нашем человеческом словарном запасе. Вполне возможно, что у бесчисленного множества ангелов есть самые прекрасные имена, которых мы никогда не слышали здесь, на земле. Их имена будут поистине ангельскими, но никогда  мужскими или женскими.

Как некоторые ангелы отпали от Бога

Был среди ангелов самый красивый. Звали его Денница. Однажды он возгордился: «Раз я такой хороший, то почему бы мне самому не стать как Бог? Не слушаться Его, а самому властвовать? Но в одиночку я не справлюсь — мне нужны сообщники…» И Денница подговорил часть ангелов восстать вместе с ним против Бога. Так треть ангелов отпала от Господа и Его любви!

Только вот получить власть на Небесах они, конечно, не смогли: никого нет сильнее Бога! По Его велению Денница и сообщники были низвергнуты с Небес.

Теперь мы знаем падшего ангела как самого злого духа — сатану, дьявола, а слуг его — как бесов. Слово «сатана» означает «противник», то есть — противник Бога.

Но отпавший ангел так и не смирился перед Богом, а обратил свои козни против Божьего творения — человека. И однажды он принял участие в очень страшном событии для всего человечества. Событие это произошло в райском саду…

И все-таки есть точка, где человеческое и ангельское пересекаются

Ангел вы или человек обычный – значения не имеет. Потому что у тех и у других цель одна – стремление к лучшему, положительные изменения мира. Да, может быть, у ангелов больше сил, они, так сказать, созданы именно для того, чтобы творить добро. Но преимущества можно и пересмотреть. Человек без ангельского наполнения уже привит от зла этого мира, а значит, ему не требуется времени на адаптацию. Поэтому как у ангельского, так и у человеческого модуса бытия есть преимущества и недостатки.

Можно по-разному сформулировать общую задачу человечества. Например, так: «Станьте ангелами». Или вот так: «Оставайтесь людьми».

Вид ангелов на иконах

Нельзя понять, как выглядят ангелы на небе, но как тогда получилось передать их образ на иконах? Это просто объяснить. На иконе просто передают символы, каждый из них имеет свое обозначение.

Например:

  • крылья обозначают проникновенности и выступают символом быстроты;
  • наличие посоха на иконе передает посланничество;
  • сфера в руке на вершине которой есть крест — это зерцало обозначающее дар предвидения;
  • ленты золотого цвета в волосах означают послушание воли Божией и являются символом особого слышания;
  • лик прекрасного молодого человека передает совершенство, их чаще изображали в светлых одеяниях.

Характеристика[]

Личность

Ангелы являются очень сильными существами, а их истинный облик может выжечь глаза человеку. Белый свет, испускаемый ангелами, смертелен для людей. А их голос для человека звучит как высокочастотный звук, причиняющий сильную боль и способный разрушить хрупкие объекты.Между собой ангелы говорят на Енохианском языке и передают друг другу сообщения в виде радиоволн. Интересно, что ангелы могут улавливать волны земного радио. У каждого вида ангелов от рождения ест определённый полномочия как воинов, летописцов, сваточников, собирательй душ и должны беспрекословно исполнять волю своих командиров. Они не понимают, как можно существовать без начальника, без того, кто управлял бы ими.

Внешний вид

У ангелов есть два облика один человеческий и один в виде яркой звезды. Также у ангелов есть крылья, но их крылья не являются биологическими частями их тел а состоят из чистой энергии света и принимают вид крыльев птиц.

Отношения к окружающим

Друг к другу они относятся как к братьям и сестрам, и именно так обращаются к другим ангелам. Архангелов обычные ангелы называют старшими братьями и сёстрами.

К людям ангелы относятся по разному, некоторые считают себя выше людей и что люди ограничены, другие же завидуют людям что у них есть право выбора и возможность решать свою судьбу.

Живой огонь и лик с крыльями: ангельские чины

Систематизировав видения Иезекииля и другие библейские свидетельства, богослов V–VI веков Псевдо-Дионисий Ареопагит создал классификацию девяти ангельских чинов. Созерцающих престол Всевышнего «херувимов» он ставил на второе место после огненных «серафимов», олицетворяющих пламя Божественной любви. Затем следовали носящие трон Господа «престолы».

Далее шли постоянно возвышающиеся в своем величии «господства», могущественные и богоподобные «силы», владеющие духовной энергией «власти», отвечающие за священный порядок «начальства», управляющие низшим чином «архангелы» и передающие людям Божественные откровения «ангелы».

Под воздействием теологии Ареопагита и других богословов художники стали писать посланников неба дифференцированно, учитывая их чин. Серафимов изображали с четырьмя или шестью огненными крыльями, а иногда вместо пламени иллюстраторы просто рисовали их оперение красным, и тогда эти персонажи напоминали экзотических птиц.

Колесо и звероглавый монстр: ангел-химера

Едва ли не единственное место в Библии, где ангелы описаны мало-мальски подробно, — видение Иезекииля. Поначалу пророк не указывает, что за существ он лицезрел, и говорит о странных созданиях с четырьмя головами — тельца, человека, орла и льва:

И только в X главе будет сказано, что это один из ангельских чинов — херувимы:

Уже в раннем Средневековье церковные художники пытались изобразить ангелов, описанных пророком, максимально близко к тексту. Четверовидных существ стали называть тетраморфами — и считали их особым видом херувимов, которые окружают Господний трон. Поскольку «словесный портрет» у Иезекииля был чрезвычайно запутан и с трудом поддавался визуализации, христианские мастера на протяжении веков рисовали их множеством разных способов.

Порой мы видим не единый «организм», а пригнанные друг к другу крылья, к которым — с большей или меньшей анатомической убедительностью — крепятся четыре головы, а также колёса, превращающие тетраморфа в повозку Господа. Таким ангел изображен на самом раннем из дошедших до нас изображений подобного рода из сирийского Евангелия Рабулы 586 года.

Однако чаще основой всё же служила фигура ангела (в привычном для нас понимании этого слова), к которой присоединялись три остальные головы. Иногда, стремясь подчеркнуть особую природу тетраморфа и, возможно, приуменьшить его монструозность, мастера пытались замаскировать три звериные пасти, рисуя их, например, как часть прически херувима.

Впрочем, не все тетраморфы сконструированы на основе человеческой фигуры. Существует много изображений, где они предстают в животном обличье — как быкоподобные звери с четырьмя различными головами, крыльями и руками, растущими прямо из тела, или как крылатый гибрид о четырех ногах и четырех головах, напоминающий скорее не живое существо, а предмет храмовой утвари.

С XII века таких Божественных монстров порой стали противопоставлять дьявольским, например зверю с семью головами и десятью рогами, который в Откровении Иоанна Богослова служит престолом для вавилонской блудницы. Так появляется аллегорическое изображение Церкви верхом на тетраморфе — гибриде человека, льва, тельца и орла. В этом контексте он символизирует свидетельства четырех Евангелий, на которых строится христианское учение.

Наряду с изображениями химерических существ были и иллюстрации с четырьмя отдельными ангелоподобными зверями. В новозаветном Откровении Иоанна Богослова тетраморфы из видения Иезекииля переосмысляются и «распадаются» на отдельных «животных»:

В христианской традиции эти образы были истолкованы как символы четырех евангелистов. По самой распространенной версии, ангел обозначал Матфея, лев — Марка, бык — Луку, а орел — Иоанна. При этом на некоторых изображениях четыре существа «сливались» в тетраморфа, дабы подчеркнуть идею единства апостольских свидетельств о Христе.

Оцените статью