Реальный облик ангела: миф или реальность?

Ангелы света рядом с нами. — жизнь в гармонии Ангелы

Как выглядят ангелы по Библии

Что за ангел в реальной жизни никто сказать не может. Чаще всего они бывают в виде неодушевленных предметов, растений или животных, чтобы человек не испытывал страха. Иногда они действительно являлись в виде чего-то потустороннего и первое, что говорили человеку, было «не бойся». Потому что первой реакцией был страх.

Если обратиться к описанию Библии, то можно увидеть, что в ней ангелы описываются как обычные люди. Например, в Бытие 18:1-9 рассказывается, как Господь и два ангела ели пищу, которую подавал Авраам.

Библейские легенды гласят, что ангелы спускались на землю только в мужском образе и никогда в женском.

Учитывая библейские физические характеристики ангелов, можно найти упоминания о том, что у них есть крылья. Тогда пророк Исайя видел серафимов в своих видениях. У них была человеческая голова, ноги, лицо и у каждого было по 6 крыльев.

Об ангелах в Исламе

Отец Ренцо описал посланцев Бога, и сказал, что земные ангелы, это как осколки света. Этот свет падает на вас и проходит сквозь, как через хрусталь. А главный специалист католической церкви в области демонологии, на конференции в Ватикане дополнил его слова. Вы можете не увидеть ангелов, но можно почувствовать их присутствие.

На конференции присутствовали картины. По заявлению организаторов, именно живопись позволяет проследить, как были созданы небесные создания. Картины позволили развить мысли религиозно-философского направления и художественно все выразить.

Однако образ ангелов доподлинно не известен и Отец Ренцо разъяснил. Для авторской фантазии есть место, но следует понимать, что на самом деле они могут выглядеть иначе. Крыльев у ангела нет.

Ангел Хранитель

Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования Ангелов, но, как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной.В Священном Писании нет выражения Ангел Хранитель, но есть близкие по смыслу выражения, например, Ангел–наставник (Иов. 33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям представлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10),

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8), «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».

По учению Церкви, принявшие крещение получают духовную помощь от приставленных ангелов-хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин (6). 

К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть следует говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов переростало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). Толкуя этот текст, святые отцы (7) говорят о существовании в апостольские времена мнениий некоторых неправомыслящих, кто полагал, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35-м своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».

Епископ Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

1. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3. 

2. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Часть III (12).

3. Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами. Отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести к греху, с другой, преодолеваются при помощи Благодати. Именно поэтому у прп. Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассматривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» // Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

4. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

5. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам…  А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем».

6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

7. «Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 534;  Феодорит Кирский, блж. «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 54

Живой огонь и лик с крыльями: ангельские чины

Систематизировав видения Иезекииля и другие библейские свидетельства, богослов V–VI веков Псевдо-Дионисий Ареопагит создал классификацию девяти ангельских чинов. Созерцающих престол Всевышнего «херувимов» он ставил на второе место после огненных «серафимов», олицетворяющих пламя Божественной любви. Затем следовали носящие трон Господа «престолы».

Далее шли постоянно возвышающиеся в своем величии «господства», могущественные и богоподобные «силы», владеющие духовной энергией «власти», отвечающие за священный порядок «начальства», управляющие низшим чином «архангелы» и передающие людям Божественные откровения «ангелы».

Под воздействием теологии Ареопагита и других богословов художники стали писать посланников неба дифференцированно, учитывая их чин. Серафимов изображали с четырьмя или шестью огненными крыльями, а иногда вместо пламени иллюстраторы просто рисовали их оперение красным, и тогда эти персонажи напоминали экзотических птиц.

Миссии Ангелов − хранителей

  • Представляют собой проводников, связывающих человека и Небесные Силы, за счет энергетической и духовной связи. Передают небесам все обращения с просьбами, будь то мольба или мысль.
  • Кармические задачи, выполняемые человеческой Душой, не проходят без содействия Ангелов — хранителей. Они сопровождают Душу по судьбе. Именно невидимые Покровители, подсвечивают путь человеку, предостерегая от падений, промахов. Дают подсказки.
  • Тонкий мир не существует без Зла, поэтому миссия Ангелов, предоставлять максимальную защиту человеку от преднамеренных негативных влияний.
  • Обучение человеческой Души, посредством собственных фантомов, находящихся в Тонком Мире светлых энергетический потоков.

Как выглядят крылья ангела

На картинах и иконах мы можем видеть большие крылья, расположенные за спиной. Они сделаны из перьев, которые идеально подходят друг к другу. Однако настоящие ангелы не имеют крыльев.

Это предположение было сделано учеными и подтверждено Ватиканом. Они утверждают, что их крылья не предназначены для того, чтобы действительно хлопать и летать. Британский профессор Уоттон согласился с этими аргументами. Он изучил большое количество картин с изображением ангелов, после чего пришел к выводу, что ни одна из них не могла взлететь. Перья у ангелов расположены только на крыльях, а остальное тело крупное и не приспособлено к полету.

На картине итальянского художника Джотто де Бондоне можно увидеть ангела с самолетом в центре его крыльев.

В таком случае можно было бы предположить, что настоящие ангелы при прыжках умели скользить. Но по словам биолога, не могли, потому что им нужна большая скорость, но даже если бы они набирали такую ​​скорость, крылья просто гнулись от воздушного потока. Об этом также говорилось на конференции в Ватикане, о которой мы поговорим ниже.

Эрот, путти и аркебузьеры: ангел-милашка

Античный образ Эрота оказал огромное влияние на раннехристианское искусство. Маленькое крылатое создание с луком стало «моделью» для рисунков взмывающей в небо души.

Его рисовали с луком и стрелами, а голову украшали короной или даже цветным нимбом, который «рифмовался» с крыльями, подобными ангельским. Эрота могли изображать в мандорле, хотя обычно она окружает только фигуру Бога или Девы Марии. Чтобы показать сходство любви к Господу и к ближнему, Христа иногда писали с угольком в руке (типичный атрибут Купидона — символ страсти, горящей в сердце) или даже пронзающего стрелами сердца своих последователей.

В эпоху Ренессанса эти мотивы развиваются. Теперь подобными Эроту рисовали путти — крылатых младенцев с нимбами, которые в разных контекстах могли обозначать души усопших, служить аллегорией смерти и воскресения, а также выступать в роли ангелов.

У ангелов было по два крыла

Оказывается, художники пририсовали ангелам не только нимбы, но и крылья. А если точнее, то речь идет о двух крыльях. И в этом случае в первоисточнике, то есть в Библии, ничего об этом не сказано. И хотя ангелов часто называют «летящими», кто сказал, что они были двукрылыми? Вполне логично, что если эти существа перемещались по воздуху, то у них были и крылья. И говоря о числе, сразу видится пара таких естественных приспособлений. Одним из самых высших мест в иерархии ангелов занимают серафимы. Они стоят прямо перед Престолом Господа и в буквальном смысле горят любовью к своему хозяину. Это является примером для остальных. В книге пророка Исайи вообще сказано, что у каждого серафима шесть крыльев. Но непосредственно для полета требуется всего пара. Еще два закрывают лицо, а третья — ноги. Херувимы описываются, как ангелы с четырьмя крыльями. На христианских картинах раннего периода рисовали ангелов, спускающихся с небес на крыльях. Ярким примером являются изображения на саркофагах римлян. Например, на надгробии политика Юния Басуса есть сцена из Библии, где ангел является Аврааму и просит его принести своего сына в жертву. Но в Библии при описании этого события про крылья ничего не сказано, тогда как на сцене на саркофаге они уже появились. Картина датируется 359 годом, следовательно, примерно тогда и сформировались представления о внешнем виде ангелов. К концу IV века их уже везде рисовали в таком виде. Можно сказать, что с тех пор ангелов и стали прочно ассоциировать с крылатыми языческими божествами.

Вид ангелов на иконах

Нельзя понять, как выглядят ангелы на небе, но как тогда получилось передать их образ на иконах? Это просто объяснить. На иконе просто передают символы, каждый из них имеет свое обозначение.

Например:

  • крылья обозначают проникновенности и выступают символом быстроты;
  • наличие посоха на иконе передает посланничество;
  • сфера в руке на вершине которой есть крест — это зерцало обозначающее дар предвидения;
  • ленты золотого цвета в волосах означают послушание воли Божией и являются символом особого слышания;
  • лик прекрасного молодого человека передает совершенство, их чаще изображали в светлых одеяниях.

Кто они, эти ангелы — мужчины или женщины?

Такой вопрос чаще всего задают дети. На многих картинах, особенно на рождественских открытках, мы видим ангелов, которые выглядят как женщины с длинными светлыми волосами, одетые в белый хитон и с изящными крыльями.

Но являются ли ангелы женщинами? Нет. Они не являются ни мужчинами, ни женщинами. Они не имеют пола, насколько это нам может быть известно. Они не вступают в брак и не имеют детей (Мф. 22:28-30), они бесполые существа, по крайней мере в обычном смысле этого слова. Вполне возможно, что небесные существа и имеют пол, но тогда таким образом, что нам это неизвестно. Такое предположение сделал К. С. Льюис, когда описывал свою вымышленную Переландру.

Если спросить, какие имена ангелов вы знаете, то большинство обычно быстро ответит — Гавриил и Михаил. Последует пауза, прежде чем кто-то вспомнит имя Люцифера, падшего ангела. Только эти три имени названы в Библии. Апокрифы добавляют Рафаила и Уриила, которые также упоминаются в иудейских, каббалистических и некоторых других христианских традициях. Каббала включает в себя очень много имен ангелов, оканчивающихся на «эль», от еврейского корня, означающего «Бог». Все эти имена являются мужскими.

Можно только представить себе ангелов, которые посмеиваются над нашими спекуляциями на эту тему. Исходя из того, что ангелов многие миллионы, а мы знаем имена лишь нескольких из них, то мы, конечно, не можем делать какие-либо выводы о гендерной принадлежности на основании их имен. Мы ограничены в нашем человеческом словарном запасе. Вполне возможно, что у бесчисленного множества ангелов есть самые прекрасные имена, которых мы никогда не слышали здесь, на земле. Их имена будут поистине ангельскими, но никогда  мужскими или женскими.

Оцените статью